Как закрыть онлайн-кассу

У каждого предпринимателя может настать период, когда бизнес необходимо перепрофилировать или избавляться от него. В последнем случае приходится закрыть онлайн-кассу. Интересно, что при этом техника передается другому предпринимателю или же частной организации. Также она может неожиданно сломаться, потеряться или же быть украденой кем-то.

При закрытии онлайн-кассы предпринимателю приходится снимать контрольно-кассовую технику (далее — ККТ) самостоятельно. А вот выбитые чеки будут относиться к доходу уже другого ИП, на кого оборудование будет зарегистрировано после снятия с учета.

Разберемся, как снять онлайн-кассу и свою технику с учета.

Причины снятия ККТ с учета

За снятие используемой кассовой техники отвечает налоговая. Она имеет полное право это сделать при понимании того, что оборудование в дальнейшем невозможно использовать. Для этого есть три причины:

  • срок использования фискального накопителя (далее — ФН) уже истек;
  • предприниматель снялся с учета по причине прекращения своей деятельности;
  • устройство не соответствует некоторым требованиям, определенным по отношению к КТ.

Из трех вышеперечисленных случаев только в первом требуется сдача ФН в налоговую. На это дается два месяца.

Опоздание со стороны ИП в предоставлении фискального накопителя (причина — проверка данных) или использования онлайн-кассы с нарушениями на законодательном уровне влечет за собой штраф на сумму в 1500–3000 рублей (основание — ч. 5 ст. 14.5 КоАП РФ).

Как снимать с учета: подготовка

Перед закрытием онлайн-кассы предпринимателю необходимо подготовить отчет. Если сформировать его не получается по причине утраты или же хищения ККТ, то ничего сделать не получится, пока у предпринимателя на руках не окажется справка из полиции.

Стоит отметить следующее: если «достать» данные из ФН практически невозможно, то ничего не получится сделать.

Как оформить отчет о закрытии ФН

Всего выделяется три типа оборудования с фискальным накопителем:

  • смарт-терминалы;
  • фискальные регистраторы;
  • автономные кассы.

С первым оборудованием достаточно использовать встроенную в оборудование программу, предназначенную для регистрации и дальнейшего снятия с учета. А вот с прочим так не выйдет — нужно запускать спецпрограммы или драйвера.

Как выглядит оформление отчета? Прежде всего, запускается программа, которая должна заполнить раздел «Регистрация ККТ». Некоторые пункты при этом могут не заполниться — там информацию нужно вписывать самостоятельно. После — выбрать пункт «Закрытие ФН». В результате всего этого отчет формируется автоматически, без участия человека. В дальнейшем его приходится либо распечатывать на бумаге, либо сохранять в электронном виде.

Важно! За инструкцией о том, как снять с учета онлайн кассу, следует идти на сайт разработчика.

Как правильно оформить заявление

Закрытие ККТ потребует от предпринимателя наличия одного документа — формы по КНД 1110062.

Указывать на первом листе нужно следующие данные:

  • ФИО индивидуального предпринимателя;
  • ИНН;
  • конкретную модель оборудования;
  • заводской номер использованного ККТ.

Важно! Если оборудование в виде кассы вне доступа по причине кражи или утраты, то в одном из нижеуказанных полей нужно поставить цифру «1», что значит «да». Иначе — требуется поставить цифру «2».

Перейдя на следующий лист, можно увидеть ИНН индивидуального предпринимателя, а также ОГРНИП и номер КПП. Что делать дальше, зависит от того, есть ли в наличии сформированный заранее отчет о закрытии ФН.

Важно знать! В случае невозможности оформления сведений о сформированных фискальных документах в разделе 1 должна быть поставлена цифра «2», а раздел 1.1. вовсе не заполняется.

Если отчет уже есть, то в разделе 1 ставится цифра «1», а в раздел 1.1 вносятся конкретные данные:

  • номер оформленного отчета;
  • дата (ДД/ММ/ГГ) и время;
  • фискальный признак документа.

ФНС, получив заявление с вложением в виде отчета, рассматривает обращение в течение десяти рабочих дней. Ответов может быть два:

  1. Одобрение заявки. Тогда ИП получит карточку об успешном снятии оборудования с учета.
  2. Отказ в рассмотрении. Причин всего две: предварительно снятая с учета онлайн-касса или же подача в заявлении с отчетом недостоверных данных. Решение — исправление ошибок, а уже затем — повторное обращение.

Поскольку повторное заявление направляется с неизбежным нарушением указанных сроков, лучше с первого раза отправить заявление с отчетом, избежав всех возможных ошибок. По окончанию этого процесса ФН нужно хранить при себе 5 лет.

Пару слов о сроках

Вопрос времени остается на усмотрение индивидуального предпринимателя. Он решает, как быстро ему с этим справиться. Однако не стоит забывать — есть федеральный закон №54-ФЗ, который нужно соблюдать, а потому от ИП требуется уложиться в конкретный срок при обращении в налоговую инспекцию:

  • если ККТ передано другому лицу — один рабочий день;
  • произошла утрата устройства, или оно было похищено — также один рабочий день (но только после обнаружения этого);
  • произошла поломка чипа ФН — пять рабочих дней.

Если при проверке «неисправного» чипа памяти выявится возможность «вытащить» нужные данные, их следует направить не позднее, чем через два месяца со дня, когда было подано заявление.

Наиболее простой способ, которым может воспользоваться предприниматель, чтобы все это сделать — самому обратиться в налоговую. Они могут воспользоваться специальными устройствами для извлечения нужных данных.

Сам ИП это может сделать своими силами. Все, что нужно — сам ФН, электронный носитель (например, флешка) и специальная программа (например, «ФН Reader»). С готовой информацией нужно направиться на сайт налоговой в раздел «Учет ККТ», а затем отправить ее.

О способах подачи заявления

Заявление оформляется либо на бумажном носителе, либо в электронной форме. Если использовать второй вариант, то нужно воспользоваться электронной подписью.

Как снять с регистрации онлайн кассу: что нужно запомнить

Чтобы максимально быстро и беспроблемно проделать все необходимые действия, нужно соблюдать довольно простые правила:

  1. ККТ предпринимателю следует снимать до закрытия ИП или ликвидации ООО.
  2. Регистрацию своего оборудования аннулировать можно личным визитом в ФНС, через ЛК налогоплательщика или с помощью законного представителя.
  3. Для электронного заявления нужна электронная подпись, а если действовать через своего представителя — предварительно заверенная нотариусом доверенность.
Остались вопросы?
Телефон горячей линии: 8 (800) 500-67-52
Звонок по России бесплатный
Получить бесплатную консультацию